Get Adobe Flash player
 

Наш сайт в каталоге manyweb.ru.

Имянаречение у славян (История)

Традиции разных народов могут быть у каждого свои, но суть одна. Здесь дана история России в более старые времена  и ближе к современной жизни. Какую разницу видите вы и что общее в проведении обрядов? 

***

Сразу после рождения ребенка его мыли и при этом три раза говорили:«Матушка Богиня Рось, небесная Богородица, своего сына Тарха -Даждьбога мыла да парила и тебе чадо божье (имя реч.) водушки оставила». Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной молоком матери. Забеленная молоком вода не только полезна для кожи, но и создает энергетический барьер, что помогает уберечь младенца от сглаза, пусть даже и невольного. Когда помоют ребенка, то говорили: «Чисто платьице на плечо, здоровье, баса и краса в телеса». Так же после первой бани, чтоб у младенца не было грыжи мать делала ритуал«загрызания»:«Сама рожу, сама ношу, сама загрызаю, у младенца все муки снимаю. Ныне и присно и от века до века». Надо было три раза сказать. Все суставчики погрызть тихонечко, нажимая губами…

Новорожденного сразу надо было на вывернутый тулуп положить — тогда считалось он богатым будет. Это связано с почитанием Бога Велеса — Волоса, который был ответственен за богатство, а также был покровителем зверей.

После этого отец с матерью на десятый или двенадцатый день исполняли обряд Наречения новорожденного детским именем. Но нельзя было давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме. Основывалось это правило на том, что у каждого человека свой Лег — хранитель (ангел— это слово греческое, на Руси же этих существ называли  Леги от слова легкий прозрачный) в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них.

Родители нарекали новорожденного детским именем, до проведения взрослого обряда имянаречения в 12 лет, когда волхв и Боги давали повзрослевшему чаду уже общинное и тайное имя. Кроме этого этот обряд защищал ребенка от различных неблагоприятных воздействий со стороны (как у христиан крещение).

Имянаречение в данном случае провести просто: в обряде могут участвовать: двое; четверо; шесть; восемь; десять; двенадцать; шестнадцать (тут вы уже сами прикинете, а вообще – сколько Богов в пантеоне) человек. Участниками могут быть дедушки, бабушки, РОДители, а так же те, кого называют«вторыми РОДителями»— будущие кумовья (их, кстати, может быть до восьми человек, но им стоит помнить – после этого обряда они, в отличие от КРЕСТНЫХ у христиан, становятся истинными ВТОРЫМИ РОДителями – кумовьями, как было в древние суровые времена, когда, к примеру, во время набега кочевников, РОДные могли погибнуть – тогда вторые РОДители забирали ребенка в семью, и он не оставался сиротой – да, такое могло быть только на нашей земле! Поэтому – нужно после этого ОБЩАТЬСЯ и РОДичаться!

Каждый участвующий в обряде обращался к определенному за раннее Богу или Богине с просьбой наделить и одарить новорожденного присущими этому Богу качествами, способностями и т.д.

Так же стоит пРОДумать, где будет проходить обряд: на приРОДе или в помещении (если в нем, то места должно быть много).

Все становятся в КОЛО (круг). Мать держит ребенка в руках и первая произносит: «Богиня Жива, Я (мы) нарекаю дочь (сына) именем (имя), будь так добра к ней и одари её….»( далее мать высказывает, чем может одарить Жива, например — здоровье и долголетие, нежность и т.д.)

Передает чадо отцу, он говорит:«Батюшка, Даждьбог, Я (Мы) нарекаю дочь (сына) именем (имя), будь благословен к ней и одари её (его)…»( далее высказывает, чем может одарить Даждьбог, например – РОДовыми знаниями и своим светом в душе).

Потом ребенок передается Бабушке: «Матушка Лада, Я (Мы) нарекаю внучку(внука)…»

Потом чадо передаётся Дедушке:«Великий Сварог, Я нарекаю внучку (внука)…»(Пусть Всем богам и богиням ребенок будет внучкой (внуком)).

Женщины и мужчины в круге должны чередоваться — женщина передает ребенка на руки мужчине, тот нарекает, просит дар и передает женщине, и т.д…

После родных в обряд вступают кумовья и все происходит также пока круг (коло) не завершится… После того, как обряд прошел, все негромко говорят:«Именем Бога РОДа, да будет так…»

Примерный перечень качеств которыми могут наделять чадо наши Боги:

Обладание светлыми силами — Бог Отец РОД — Породитель наш!

Благославенностью, счастьем и добром — Государыня, ЛАДА — Матушка, Мать Небесная, Богородица!

Совестью — великий бог СВАРОГ!

Чистым светом жизни — бог СВЕТОВИТ!

Волей, решимостью, смелостью — Бог ПЕРУН!

ПЕРУН дарует так же удачу, и укрывает от обмана, от тьмы и дурмана! От Чернобожьих пороков, от чужеземных оброков!

Спокойствием и умиротворением — Мать Сыра Земля!

Всяческими благами, счастьем и благополучием — ТАРХ ДАЖДЬБОГ!

Обладанием древними знаниями — БЕЛОБОГ Охранитель!

Победами — Бог РУЕВИТ, Бог Поревит, Бог Яровит, Бог Поренут!

Успехом — Бог СПЕХ!

Умением постигать тайные значения — Бог ЗНИЧ! Хранитель Священного Небеснаго Огня!

Защитой — Бог ЧУР Охранитель!

Открытой судьбой — Бог ВАРУНА!

Способность выполнения своего предназначения — богиня КАРНА !

Умением находить путеводную нить жизни — Бог-Управитель ВОДАН!

Умением различать Врагов и друзей — Бог ОРЕЙ, Наш Покровитель!

Силой и отвагой — Бог ТОУР Многомудрый !

Открытием духовных очей — бог ОДИН Великий!

Мощью — Бог ВОЛХ, Воин — Защитник!

Умением контролировать свои помыслы, желания и чувства — СТРИБОГ наш Могучий!

Умением все видеть в ясных образах, — Бог ВИЙ, Хранитель Светлых границ!

Умением определять Пути жизни — Бог ТРАЯН!

Обережной силой -Богиня ВАЛЬКИРИЯ, Родов Наша Хранительница!

Гармонией и согласием -ЛАДО — Бог Наш Покровитель!

Достатком — Солнечный Бог ХОРС!

Силой Веры и Любви — Богиня МЕРЦАНА, Заря — Зареница!

Яростью духа — ЯРИЛА Трисветлый!

Хорошей судьбой-долей — ДОЛЯ Богиня Небесная!

Чистым Светом Благодати — Богиня ЛЕЛЯ!

Способностью соединяться с богами и предками — Богиян ЙОГИНЯ — Матушка!

Способность управлять стихиями -Бог КУПАЛА!

Способностью очищаться — Огнебог СЕМАРГЛ!

Способностью меняться к лучшему — Бог КОЛЯДА!

Мудростью — КРЫШЕНЬ Великий!

Благими мыслями — Бог РОДОМЫСЛ!

Умениями, силой, богатством и здоровьем — великий ВЕЛЕС Бог — Покровитель!

Осознанием многомерности и бесконечности жизни — МАРЕНА — Матушка

Великой жизненной силой и здоровьем — ДЖИВА – Матушка!

Умением познать Веды — ИНДРА бог!

Умением разрешать все споры — ВЫШЕНЬ Великий!

Счастливой и укладной судьбой -МАКОШЬ Матушка!

Источник http://midgard-info.ru/heritage/obryad-imyanarecheniya-novorozhdennogo-roditelyami.html

 Рождение

Если это был мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка —на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. «Привязать»—по-древнерусски «повить»; вот откуда «повитухи», «повивальные бабки».

Первой пелёнкой сыну служила отцовская рубаха, дочери—материнская. Вообще, все самые первые действия с младенцем (купание, кормление, подстригание волос и так далее) были окружены важными и очень интересными ритуалами, которым опять же можно посвятить отдельную книгу. Присмотримся лишь к одному.

В наши дни, желая приобщить новорожденного к христианской религии, родители несут его в церковь, где священник крестит его, опуская в купель с водой. При этом нарекается имя.

Между тем обычай окунать младенца в воду (или по крайней мере обрызгивать) отмечен у самых разных народов. В частности, так поступали скандинавы в эпоху викингов. Очень долгое время это объяснялось влиянием христианства. Однако потом сходные обычаи были зафиксированы у народов, никогда даже не слышавших о христианстве!

Учёные видят здесь отголосок древнейшего ритуала приобщения нового человека... Космосу. Да-да, ни больше ни меньше. Как это делалось? Отец—глава семьи — торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу (не садящемуся, но обязательно восходящему—на долгую жизнь!), Огню очага, Месяцу (опять-таки растущему, чтобы дитя хорошо росло), прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду (или обрызгивал, если было холодно). Таким образом малыша «представляли» всем Божествам Вселенной, всем ее стихиям, отдавая под их покровительство. Вот тебе и варварские, примитивные культуры, мрак язычества.

Имя

Знакомясь, мы очень редко говорим прямо: «Я такой -то». Моё имя такое-то». Это необъяснимым образом звучит как-то неловко, и чаще мы представляемся как бы иносказательно: «Меня зовут»...

Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды. выкопанные куски земли со следами на ней и даже сор, выметенный из избы).

Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его по имени рода или по прозвищу, как правило носившему охранительный характер: Некрас, Неждан, Нежелан. Подобные имена-прозвища должны были «разочаровать» болезни и смерть, заставить их искать «более достойную» поживу в других местах. Так поступали не только славяне. Например, красивое турецкое имя Йылмаз означает " то, что не нужно даже и собаке".

Язычник ни под каким, видом не должен был говорить «Я — такой-то», ведь он не мог быть до конца твердо уверен, что его новый знакомый заслужил знание полного доверия, что он вообще человек, а не мой дух. На первых порах он отвечал уклончиво:

«МЕНЯ называют...» А ещё лучше, если даже и это произносил не он сам, а кто-то другой.

Всем известно, что по правилам хорошего тона до сих пор считается предпочтительным, чтобы двоих незнакомых людей представлял друг другу кто-нибудь третий. Вот из какой дали времён пришёл этот обычай..

А тому, кто любит фантастику, возможно, попадалась книга Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья». Там, в насыщенном магией мире, тоже существует нечто подобное: назвать кому-либо своё имя— значит проявить максимальное доверие, буквально отдать ему в руки свою душу и жизнь. И это не плод богатого воображения автора!

Для тех, кому подобный пример покажется неубедительным, приведём ещё один, на сей раз из скандинавской саги, рассказывающей о реальных исторических событиях.

Викинги попадают в плен к норвежскому правителю Эйрику. Их собираются казнить, пощады ждать не приходится. Однако внимание Эйрика привлекает один из пленников — очень красивый парень, к тому же проявивший не-вероятное мужество. Правитель спрашивает пленника, кто он такой, и викинг отвечает: «Они называют меня Сигурдом. И мне сказали, что я — сын Буи...»

Вот так: не «я—Сигурд, сын Буи», а «они называют меня» и «мне сказали». Человек нипочём не желает говорить о себе прямо. А ведь дело происходит во вполне исторические времена — в XI веке!

 

Крестины

Серия ритуальных действий, связанных с наречением имени новорожденному и стремлением обеспечить его благополучие.

Появление ребенка на свет сопровождалось рядом магических действий, которые должны были обеспечить ему долгую жизнь и крепкое здоровье. Сразу после рождения бабка - повитуха брала младенца на руки и обходила баню, где обычно происходили роды. Одновременно она произносила заговор: .

Бабка Соломонида

На престолу стояла,

Христа повивала ,

И нам, рабам, приказала

Роженице помогать,

Младенца повивать.

Чтобы, мои внучок

Велик рос, здоров был,

До церкви божьей ходил.

Божье писание читала

Отца, мать почитал,

И всех старших,

И меня, бабушку.

Чтоб его князи - бояре любили.

В высокий терем, водили,

За дубовый стоя садили,

Чаем, кофеем поили,

Золотым перстнем дарили.

Красной девицей.

Если ребенок рождался "в рубашке" (плодной оболочке) - это считалось хорошей приметой. "Рубашку" тщательно хранили (закапывали или берегли в сундуке), полагая, что это залог многих лет будущей жизни младенца, В отдельных районах России был распространен обычай печь ржаные хлебы с оттиском ступни и ручки новорожденного и рассылать родственникам, живущим в других деревнях.

Ритуал крещения христиане заимствовали из более древних религиозных систем. Аналогичные обряды были известны у многих народов с глубокой древности в том числе и в язычестве. Смысл их сводился к тому, что при наречении имени ребенок становился членом общины и получал общинную защиту от любых возможных врагов и злых сил (прежде дитя только своих отца и матери, с этого момента он становился в то же время ребенком общины, которая принимала на себя ответственность за его жизнь и благополучие).Именно поэтому и в христианском обряде не участвуют родители.

Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Оно совершалось в церкви или дома. Крестили младенца не в день его рождения, а на третий или на сороковой день жизни. Родители на обряде не присутствовали. Их заменяли крестная мать и крестный отец. Крестная мать обычно дарила крестнику первую рубашку, а крестный отец - нательный крестик.

Обряд состоял в том, что священник погружал малыша в сосуд с водой и вынимал его со словами:

"Крещается во имя Отца и сына и Святого духа раб божий (далее следовало нарекаемое имя)".

Считалось, что после крещения ребенок очищается от первородного греха и входит в лоно православной церкви.

К самому обряду выбора, и наречения имени относились очень серьезно. У многих народов, в том числе у языческих славян, бытовал обычай хранить в тайне присвоенное младенцу имя. Ведь оно было своеобразным "ключом" к здоровью и благополучию человека, служил охранительным талисманом.

Предполагалось, что враги, выведав имя, могли нанести человеку непоправимый вред. Чтобы этого не произошло, использовали "заменители" настоящего имени (особенно в детстве). Часто подобный "заменитель" был оскорбительным по звучанию -"лихо", "горюн", "хвороба". Славяне считали, что услышав такое имя, злые силы не станут претендовать на незавидного ребенка. Если ребенок болел, плохо рос, ему могли произвести ритуальную смену имени, надеясь, что со старым именем уйдут и преследующие малыша беды. Меняли имя и в течение жизни: когда проводился обряд инициации (посвящения во взрослую жизнь), когда девушка выходила замуж, воину на грани жизни и смерти и т.п.

Следы этих верований можно обнаружить и в христианской обрядности: в использовании календаря рекомендуемых имен (выбор нехристианского имени или имени, далеко отстоящего в календаре от дня рождения не приветствовался), в смене женщиной при замужестве фамилий, в обряде перемены имени при вступлении в монашество или принятии схимы.

После обряда крещения устраивали крестинный обед или "каши". Обычно на него приглашали всех родственников и знакомых. Главным лицом на обеде была крестная мать (кума). Ей посвящались основные песни. Они содержали благопожелания ребенку:

А у кого виноград на дворе?

У (имя) виноград на дворе.

Собрал при - не людям - сам себе,

Посадил кумусю на куте:

"Пей - гуляй, кумуся, у меня.

Чтоб мое дитятко росло,

Чтоб оно счастливо было,

Чтоб ему Бог долюшку дал".

Крестинный обед завершался особым ритуалом. Бабка - повитуха выносила к столу горшок с кашей. Каша, гречневая или пшенная, варилась круто, так, чтобы в ней стояла ложка. Иногда в нее клали мед. На стол выкладывали ломоть хлеба и втыкали в него ложки, собранные у всех сидящих за столом. Бабка обращалась к гостям с просьбой выкупить ложки. Кум, Кума и остальные гости передавали ей заранее приготовленные подношения и разбирали ложки.

Кашу начинали есть с приговором:

Дай Бег кашу на ложки,

а младенцу на ножки.

Отдельную, сильно посоленную ложку каши, давали отцу младенца. Она так и называлась - пересол. Далее кашей оделялись все присутствующие в доме дети, прочее делили на части и раздавали каждому гостю. Считалось, что с кашей едок наделяется благополучием. Поэтому гости в свою очередь старались принести с крестинного обеда домой немножко каши, чтобы скормить ее собственным детям и передать им часть божественного благорасположения.

Завершалось веселье приговором:

Запрягайте - ка да двенадцать волов,

Запрягайте - ка да двенадцать волов,

Волоките - ка куму с куту долой,

А кума нейдет, упирается.

Она назад погребается,

Напилася да кумусенъка

Зелена вина,

А не дойти, кумусеньке,

До своего двора.

http://slavyans.myfhology.info/obryads/krestins-names.html  

 

СноБдение

Комментарии   

0 #4 Алла Шафаренко 30.09.2014 03:30
Спасибо,Елена! Всё было красиво,Значительно ,мудро!
Цитировать
0 #3 Татьяна Цыганова 29.09.2014 09:21
БлагоДарю! Очень интересная информация!
Цитировать
0 #2 Солнце 28.09.2014 07:47
Мама хотела назвать меня в честь подруги Любовью, но отец сказал что будет Татьяна(определять, назначать, устанавливать) - имя латинское, но по вибрациям для меня это имя сильное и мне приходится постоянно ему соответствовать (дотягиваться), крестилась только в 24 года, т к родилась в социалистические времена, когда не было религиозного просвещения. Обряд для меня - это принятие чего постоянного для себя, посвящение в какие либо знания....
Цитировать
0 #1 Александр Руколеев 28.09.2014 07:39
У нас всё по Христиански.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

РАССЫЛКА

Рассылка закрыта. Много подписчиков. Подписаться можно, если пришлёте письмо на elenamirys@mail.ru

Последние комментарии

  • Здравия!

    Home 22.08.2017 02:21
    I truly love your site.. Great colors & theme. Did you develop this website yourself? Please reply ...

    Подробнее...

     
  • Выбор реальностей. Осознание во сне и наяву

    jgconsulting.org.uk 26.07.2017 11:42
    wonderful publish, very informative. I'm wondering why the other specialists of this sector do not ...

    Подробнее...

     
  • Помощь

    massage lyon 26.05.2017 23:32
    Здравствуйте, Елена! Благодарю за оказанную помощь, вы мне очень помогли!

    Подробнее...

     
  • Помощь

    ⓌⒽⒾⓉⒺ◯ⓈⓅⒽⒺⓇⒺ 19.05.2017 22:03
    Выражаю огромную благодарность Елене за помощь в воссоединении моей семьи

    Подробнее...

     
  • Помощь

    celestepain.Soup.io 16.05.2017 13:51
    Здравствуйте, Елена! Спасибо Вам огромное за проделанную работу.

    Подробнее...

CURRENT MOON